Гора Баин-Хан — украшение Тугнуйской долины, одна из величайших гор Азии. Испокон веков о ней слагались песни и легенды. Именно здесь можно прикоснуться к истории — увидеть многочисленные петроглифы на каменных стенах пещер, в которых жили наши древние предки, полюбоваться бесконечными степными просторами, почувствовать связь с таинственным прошлым.
Многие годы Баин-Хан (разные источники называют её, а также прилегающую местность «Баин-Хара») — священная для бурятского народа гора. У её подножия проводятся религиозные обряды, а в окрестностях находится буддийский дацан «Амарлин», построенный в 2018 году.
Легенды Баин-Хан
Местные жители передают из уст в уста легенду о Хозяине Баин-Хáна, одетого во всё чёрное, и вороного богатырского коня, на котором Баин-Хан скачет через хребты, охраняя живность и людей вокруг своей горы.
По этой причине, как верят люди, тучнеют стада на её склонах, пробивают живительные ключи у её подножия. И люди добры и гостеприимны, живут в дружбе и согласии, и воспевают величие и богатство Баин-Хáна.
В народе ходят и противоположные по смыслу истории о кладе, спрятанном у подножия горы Баин-Хан.
Рассказывают, что караван, состоящий из пятидесяти верблюдов, не дошёл до назначенного места, людей и животных поразила болезнь, доселе непонятная и неизлечимая.
С этих пор все живое старалось обходить эти места стороной, боясь заразиться. Долгое время ни один человек не заселял местность, говоря: «Бом», т. е. «гиблое», «проклятое» место (возможно, так и появилось название села Бом).
Прошло много времени, никто не пытался найти этой клад. Может, были смельчаки, но никто о них не знает.
По словам старожилов, хозяин этих несметных богатств в одно и то же время навещает свои сокровища. Приходит он в образе сильного ливня, града размером с голубиное яйцо, урагана, срывающего всё на своём пути. А ещё говорили, что найдёт этот клад единственный сын семьи, что сокровища никому не принесут счастья и достаток. И поэтому никто его и не ищет…
Петроглифы
Первые сведения о петроглифах бронзового века, находящихся на южном склоне Баин-Хáна, принадлежат В. В. Попову. В 1952 году их показал А. П. Окладникову Г. Л. Ленхобоев, в том же году петроглифы были скалькированы и описаны.
Южный склон горы прорезан глубоким ущельем, в котором находятся две пещеры, а также на отвесных скалах , обрамляющих вход в пещеру, с запада и востока имеются рисунки выполненные красной краской: изображения человечков, парящих птиц, прямоугольных округлых оградок, заполненных точками. Человечки располагаются в один или несколько рядов. Между ними изображения животных, главным образом, оленей.
Уникальность этой пещеры заключается в том, что, вполне вероятно, она антропогенного происхождения. Учёные предполагают, что древние люди вырыли себе жилище в зоне интенсивной трещиноватости в гранитоидах палеозоя.
Вне пещеры находится особенно большая группа рисунков на западной стене, около входа в пещеру, где сохранились остатки самых крупных композиций. Около входа в пещеру, на западной стене скалы, находятся основная масса рисунков и остатки крупных композиций, часто сливающихся друг с другом.
В связи с развалом естественного карниза скалы большинство композиций потеряны для истории.
У подножия скал большое разнообразие древних могильников. Как комплексный исторический, ландшафтный и геологический памятник гора Баин-Хан несомненно представляет научно-познавательный интерес.
Читайте также:
- Ставка меркитского хана — журналисты «ИП» нашли древнюю столицу южной Бурятии в 2013 году.
Местоположение
Баин-Хан находится в трёх километрах от улуса Нарсатуй. К горе можно проехать по степной дороге, ведущей от деревни вдоль горного массива. Доехав до Нарсатуя, нужно доехать по грунтовой дороге до полуразрушенной кирпичной автобусной остановки и перед ней повернуть в восточном направлении в степь.
Примерно через три километра нужно повернуть налево (на север) к горе — как раз напротив дугана, который находится справа от дороги.