Выдержка из книги Н. Т. Хабалова, Н. Г. Малеевой «Тугнуйская долина — долина жизни и богатства (История Мухоршибири)» — издательство ОАО «Республиканская типография», Улан-Удэ, 2001.
Тугнуй в прошлом
Начиная с древнейших времён вплоть до раннего средневековья на территории Мухоршибирского района проживали племена разных народов, включая предков эвенков, бурят, монголов и других, которые в древние века занимались охотой, рыболовством, сбором ягод и плодов.
Постепенно они научились разводить домашний скот, выращивать зерновые и бобовые культуры.
Между племенами часто происходили стычки и вооружённые столкновения из-за территории охотничьих угодий, добычи и владения домашними животными.
Позже в годы тысячелетий до новой эры военные действия между племенными союзами происходили за захват территорий, богатств, пленных и обложение данью побеждённые племена и роды.
На территории Мухоршибирского района имеются памятники и захоронения, относящиеся к древнем периоду, к раннему средневековью, следы пребывания хуннов и так далее.
Так, следы пребывания хуннов найдены в окрестностях села Нарсатуй. На территории бывшего села Сутай археологами найдены остатки средневекового дворца. Археологами произведены раскопки памятников раннего средневековья около сёл Подлопатки, Тугнуй.
История государства Хунну
В конце II века до новой эры на огромных пространствах Центральной Азии возникло могущественное государство Хунну, которое простиралось на тысячи километров от хребтов Хингана на востоке до Алтая на западе, от Прибайкалья на севере до Великой Китайской стены на юге.
Учёные не пришли к единому мнению об этнической и языковой принадлежности хунну — так, по мнению некоторых из них, хунну были монголоязычными протомонголами. Кто-то считает, что хунны относились к тюркам, кто-то — восточно-иранским народностям.
Во главе Хуннского государства стоял Шаньюй — правитель, обладающий почти неограниченной властью. Территория государства делилась на три части: Центральную, Восточную и Западную. Центральная часть управлялась самим правителем, а Восточная и Западная — князьями.
Хуннская держава опиралась на хорошо развитую экономику. Одна часть населения занималась скотоводством, другая — ремёслами. Хунну выплавляли железо, бронзу.
Трёхсотлетний период господства хунну в степях Центральной Азии был заполнен непрерывными войнами с Китаем, соседними народами, которые стремились выйти из-под контроля и прекратить выплату дани. Вместе с тем хунну всемерно развивали производство на основной территории своего расселения, к которой относились южные районы Бурятии, в том числе Тугнуйская долина.
История Сяньбийского государства
В конце I века до нашей эры племена Сяньби, которые жили в Восточной Монголии, разбив северных хуннов, захватили господство в странах Центральной Азии. В состав их государства входили оставшиеся в Монголии и Забайкалье хунны и другие племена.
Племя занималось скотоводством и охотой. Было развито также ремесло. В отличие от хуннов, уровень хозяйствования и общественного развития было ниже. Во II веке новой эры у сяньби сохранялась выборная власть. От старейшины до последнего подчинённого — каждый пас свой скот и заботился о своём имуществе.
Затем вождь Таньшихуай подчинил себе старшин, ввёл законы и стал основателем государственного образования сяньби. Под предводительством Таньшихуая сяньби завоевали все земли бывшего хуннского государства, в том числе степные и лесостепные районы Южного Забайкалья с территорией Тугнуйской долины.
Сяньби тоже воевали с Китаем, совершая многочисленные набеги на северные провинции с целью грабежа и захвата продукции земледелия и ремесла.
Таким образом Сяньби господствовали в Центральной Азии вплоть до IV века нашей эры.
Жужане (история государства Жужень и Жужанского каганата)
После распада государства Сяньби образовавшийся в Монголии военно-политический союз жужаней занял территории вплоть до озера Байкал. Жужане как этническая группа стала известна с конца III века н. э.
Первоначально они обитали южнее пустыни Гоби и входили в Сяньбийское государство и платили дань. Поскольку жужане вели кочевой образ жизни, вполне вероятно, что они кочевали и по Тугнуйской долине.
В IV веке нашей эры борьба жужаней с государством Тоба Бэй увенчалась успехом, и их племена объединились в государство, получившее название Жужень.
Затем жужане, покорив племена к северу от пустыни Гоби, переселились туда. Завоевав новые земли, жужане образовали Жужанский каганат, включающий в свой состав Южное Забайкалье, в том числе скорее всего и территорию Бурятии, особенно южные её районы.
Постоянные войны с Китаем и восстания покорённых племён основательно расшатали Жужанский каганат. В 552 году восставшие алтайские племена с племенами Теле разгромили жужаней, и их история закончилась.
Тюркский каганат
Во главе нового государства после разгрома жужаней встал предводитель алтайских племён Бумынь, который сохранил титул жужанского правителя — «каган». В течение двух-трёх десятилетий тюрки осуществили ряд успешных завоеваний и к 80-ым годам IV века каганат занимал огромное пространство от Хингана на востоке до Северного Кавказа на западе. Северо-китайские царства были вынуждены платить им дань. На севере Центральной Азии владение тюрок простиралось до озера Байкал.
Южно-Забайкальские племена, в том числе бурятские, также оказались в зависимости от них. В результате разногласий между руководством тюркский каганат распался на две части: Западный и Восточный каганаты. Позже Восточный каганат потерпел поражение от Китая и попал в зависимость.
Государство тюрков представляло собой раннее феодальное государство. Экономика базировалась на скотоводстве и земледелии. Высокого уровня достигла чёрная и цветная металлургия. Достижением культуры было изобретение алфавита и внедрение письменности.
В 742 году объединёнными силами уйгуров, карлукских, басманских племён тюркский каганат был разбит. История одного из самых больших государств мира закончилась.
Кидани
В 840 году Уйгурское государство было разгромлено кыргызами, часть уйгуров бежала в Западную Монголию. В конце IX и начале X века н. э. на территории Манчжурии образовалось государство раннефеодального типа монгольских племён-киданей.
Согласно летописи китайских историков, киданьские слова и термины — преимущественно монгольского происхождения. Кидани впоследствии оказали большое влияние на развитие культуры монгольских племён.
История киданей включает в себя активное участие в событиях в Центральной Азии и Монголии в IV-VIII вв., когда они вели непрерывные войны с тюрками и другими народами. В борьбе против Тюркского каганата кидани сначала потерпели поражение, а после падения каганата они получили независимость.
Начиная с VI века у киданей был установлен правящий род, из состава которого был избран вождь Елюй Амбагай, который правил 9 лет. На основе объединения восьми племён он образовал Киданьское государство. Основу экономики составляло земледелие с системами орошения, а также скотоводство.
У киданьских племён была высоко развита культура: они пользовались двумя видами письменности, создали свою литературу. История Киданьского государства продлилась до 1125 года.
Монгольское государство
В XI-XII веках вокруг озера Байкал и в Монголии кочевало много разных монгольских племён. В конце XII — начале XIII века из этих племён начало формироваться единое монгольское государство.
Оно было создано Чингисханом в 1206 году. В конце XII и начале XIII века монголы покорили меркитов, кереитов, ойратов, киргизов, хонгиратов, и другие племена.
В XIV веке появляются сведения об ойрат-монголах, об их родстве с бурятами.
В письменных источниках племенное имя «Бурят» встречается только с 1207 года, когда воины Чингисхана вторглись в страну «лесных народов» и, покорив их, на долгие годы сделали своими данниками.
Из преданий, дошедших до нас, известно, что основательница рода самого Чингисхана происходила из племени хори-туматов, являющихся предками тугнуйских бурят. Звали её Алан-Гоа (в бурятских легендах — Элэн-гууба), а родителями её были: мать — Баргучжин-Гоа, отец — Хорилартай-мэргэн.
По рассказу жительницы с. Галтай Мухоршибирского района Соли Цыремпиловой, в старину бурятской землёй управляла Бодхоохон-хатан по прозвищу Будун-Тарган. Она жила в Тугнуйской долине.
При ней буряты поссорились с Чингисханом. Один из подданых Бодхоохон-хатан убил при стычке лучшего богатыря Чингисхана. В это же время молодой монгол Милхэрэк отбил у Чингисхана жену и убежал с ней в Тугнуйскую долину под власть Бодхоохон-хатан. Чингисхан пошёл войной на землю бурят.
Он настиг Милхэрэка на берегу реки Хилок, там, где кончается земля Тугнуя. Говорят, что подданные Бодхоохон-хатан похоронили Милхэрэка на берегу Хилка. Таково содержание дошедшего до нас предания.
Боролись хори-туматы и с меркитскими племенами, о чём упоминал Исай Калашников в историческом романе «Жестокий век».
Буряты
Как видно, начиная с древних времён вплоть до раннего средневековья на территории Мухоршибирского района (в Тугнуйской долине) происходили непрерывные передвижения различных этнических групп, племенных союзов ойратов, киргизов, тюрков, меркитов, монголов, баргутов, бурятов и других племён, между которыми шли войны. Об этом свидетельствуют археологические памятники, захоронения, могильники, найденные на территории района.
После покорения меркитов, кереитов, ойратов и киргизов Чингисхан направился покорять другие земли и народы — к «последнему морю».
На территории Забайкалья остались его данники баргуты, буряты, эвенки, ойгуры и прочие, из которых впоследствии со временем образовался единый народ с общими языком, культурой, обычаями и традициями — буряты.
Согласно исследованиям учёного М. Н. Мельхеева, по рекам Тугнуй и Сухара с давних пор обитают представители одного из основных бурятских племён — хори, названного так в честь легендарного вождя Хоридоя, от имени сыновей которого произошли названия всех одиннадцати родов хоринцев. В Тугнуйской долине живут потомки лишь нескольких из них: хубдут, саган, худай, батанай и харганат. Ближе к Хилку проживали представители ещё двух хоринских родов — Гушит и Хуацай.
С тех пор, как были основаны роды, истекло немало времени. Надо полагать, что остатки прежних родов перемешались меж собой, да и потомки прочих родов и племён бурятов живут и трудятся в Тугнуйских улусах. К примеру, по предположению писателя Виктора Носкова сёла Галтай, Хошун-Узур, Бом, Тугнуй основаны представителями Харганатского рода. В Боме и Хошун-Узуре проживают также потомки хубдутского и сагановского родов. Улусы Шинестуй и Кусоты заселены в основном потомками сагановского рода. В Усть-Алтачее и Цолге коренными жителями, судя по всему, являются потомки гушитского и хуацайского родов.
История в историях
Председатель Бомского колхоза Даши Санжиев рассказывал в 1951 году:
«В степи Болсогты недалеко от улуса Сутай жил Далай Даван-Хан. Прибыл он из Монголии. У него было много подданых, которые жили вдоль Тугнуйской долины. Буряты населяли долину реки Уды, берега озера Байкал, увалы Куйтуна и Куналея. Хоринские буряты, жившие по долине Уды, угоняли скотину подданных Далай Даван-Хана. Хан пробовал сражаться с ними, но когда буряты приняли подданство белого богатыря, он понял, что теперь ему не осилить бурят и перестал с ними бороться. Он покинул Тугнуйскую долину со всеми своими поддаными в Монголию.
Кузница Давай-Хана с 7-10 пудовой наковальней размещалась в улусе Нарсатуй, на склоне Тугнуйской возвышенности. Теперь там остались два заросших бугорка — след шлаковых куч некогда возвышавшейся кузницы.
Нима Цыремпилов, житель Цолги, рассказывал, что в Сутае размещалось летнее кочевье хана, а зимнее кочевье было на левой стороне горы Эльбэр, где стоял большой медный котёл на камнях с обломанным краем. Говорили, что котёл принадлежал Далай Даван-Хану. А отломили край котла известные хортойские мастера — чеканщики Убугун Сарампилов и его брат Билекто, которых знал декабрист Николай Бестужев.
В начале двадцатого столетия в улусе Худай жил лама Жалсан Бармитов. Служил Жалсан в Галтайском дацае, который находился в Сутайской долине. Лама Жалсан бывал в Халте, Тибете, Индии. Он рассказывал, как однажды в Монголии встретил старушку. Она расспросила ламу, откуда он приехал. Когда Жалсан сказал, что он родом из Тугнуя, старушка стала вспоминать, что её предки когда-то жили там. Затем старушка спросила, есть ли в Тугнуе местность Губээ хан Жаргаланта… Когда лама подтвердил, старушка воскликнула: «На том месте жили мои предки!»
В 1951 году И. Е. Тугутов рассказал историю о Далай Даван-Хане известному археологу А. П. Окладникову. Через год около улуса Сутай были проведены археологические раскопки. Окладников обнаружил остатки дворца Далай Даван-Хана — средневековую усадьбу феодального типа. Здание самого дворца было покрыто черепицей, а пол состоял из облицовочных глиняных плиток.
Кроме того, в районе бывшего улуса Сутай и нынешнего Нарсатуя проводились раскопки двух феодальных усадеб, возраст которых предположительно относится к XII и XIV векам.
История присоединения Бурятии к Российскому государству
Первые встречи русских казаков, осваивающих сибирские просторы, с бурятами Приангарья состоялись в начале XVII века. Русские казаки окрестили их «братами» или «братскими». Предполагают, что эти слова исходят из слова «пыраты», как звали в то время племя живущих там бурят саяно-алтайского происхождения.
В дальнейшем по мере продвижения казаков и других русских служивых, торговых, промышленных людей, а затем и крестьян, всё дальше на восток, за «Байкал-море», это название перешло и на другие племена, в том числе и хоринцев, которые до середины XIX века считались «хори-бурятами».
Колонизация нового края русскими развивалась довольно быстро и успешно. Этому во многом способствовало то обстоятельство, что среди бурят в то время не было никакого единства. Более того, незадолго до прихода русских они вели упорную борьбу между собой, зачастую доходившую до прямых вооружённых стычек и даже войн, в которые, к тому же, непрестанно вмешивались войска монгольских ханов.
Самые сильные бурятские князья со своими отрядами нападали на другие мелкие племена и насильно превращали их в своих кыштымов — полурабов-полуданников. Те же боролись за свою свободу и, надеясь обрести её с помощью русских, с желанием встречали их и во всём помогали. Не обходилось и без военных стычек между русскими и бурятами, но они происходили довольно редко и в пользу сильнейших.
Таким образом к середине XVII века русские колонизировали почти всё Забайкалье. Присоединение Бурятии к России, которое официально завершилось в июле 1658 года, проходило довольно сложно и противоречиво. Бурятские племена и роды приходили к признанию русской администрации разными путями при различных обстоятельствах: одни раньше, в условиях мирных переговоров, другие позже, в условиях диктата и угроз. Третьи, избегая принятия российского подданства, убегали за рубеж.
В этом контексте часто упоминается история похода делегации бурят к Пётру I с жалобами на служилых людей, которые заняли лучшие пастбищные угодья и выдавливали бурят с их земель. Пётр I вынес указ, закрепляющий право бурят на свои земли, кроме того, позже на региональном уровне вышел приказ, запрещающий оспаривать право бурятского населения на свои земли.
Добровольное вхождение Бурятии в состав Российского государства привело к тому, что буряты оказались обособленными от остального монгольского мира и волей-неволей были вовлечены в совершенно новые хозяйственно-экономические и социально-культурные отношения.
Происхождение наименования «Тугнуйская долина»
По легенде, долина названа Тугнуйской от тюркского слова «туг», что означает «знамя».
Когда Чингисхан разбил меркитов, он возвращался по долине со своим многочисленным войском, и в честь одержанной победы воздвигнул на равнине девятибунчужное знамя — «туг», отсюда долина и получила название «Тугнуйская».